3 мая 2014 г.

Проблемы развития международной производственной инфраструктуры в условиях глобализации

В статье освещаются проблемы развития международных отношений на основе анализа транспортных систем мира, как структурного элемента глобальной производственной инфраструктуры.


 Постановка проблемы. Глобализация отношений охватывает все сферы функционирования международной экономики. Среди них значительное место занимают транспортные системы мира: национальные, региональные, континантальни и межконтинентальные. Выступая основой функционирования мировой экономики, они являются также и элементами и объектами глобальной производственной инфраструктуры, формируется и частично функционирует. В связи с этим встает задача исследовать последние тенденции в развитии международных транспортных систем, раскрыть их роль в формировании глобальной производственной инфраструктуры мирового хозяйства, поскольку последняя является объектом для обстоятельного экономического исследования. Анализ последних публикаций. Отметим, что данной проблематике посвящено значительное количество публикаций, где авторы исследуют генезис транспортных систем и анализ их роль в процессе формирования глобальной производственной инфраструктуры. Так, А.М. Хахлюк вкладывает в понятие транспортные системы - все виды грузового транспорта и средств, связанных с его функционированием, а также все транспортные средства, которые перевозят пассажиров, в том числе и вело транспорт, который приобретает массовый характер в последнее время благодаря развитию сети розничной продажи вело и мото транспортаинтернет магазин велосипедов стал для многих верным способом покупки "железного коня".
  Среди опубликованных работ недостаточно исследованы направления и формы влияния транспортных систем на формирование глобальной производственной инфраструктуры, выступает предпосылкой и фактором эффективного функционирования международного воспроизводственного цикла.


 Цели статьи. Функционирование различных транспортных систем через отдельные виды транспорта позволит проанализировать их роль в формировании обслуживающей системы - глобальной инфраструктуры. В связи с этим целью исследования является анализ и раскрытие влияния каждого структурного элемента транспортной системы на формирование международной инфраструктуры.
  Изложение основного материала. На рубеже тысячелетий развитие мировой экономики зависит от международных экономических отношений, реализация которых проходит благодаря такому важному инфраструктурном элементу - как транспорт. Доминирующее значение в развитии транспорта во второй половине ХХ в. сыграл быстрый технологический прогресс в эпоху НТР 60-70 лет, по названию транспортная революция. На основе НТП в последние десятилетия существенно улучшилась международная транспортная инфраструктура.
 Анализ мировых транспортных проблем позволяет раскрыть долгосрочные тенденции глобального развития современной международной производственной инфраструктуры. Темпы развития и качественные изменения в транспорте в ХХ в. можно сравнить с тем, что было достигнуто за всю предыдущую историю. Это относится, прежде всего, к новым транспортным отраслей - автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта, а также классического, традиционного - морского. Общий объем грузов перевозимых морским транспортом, за последнее столетие выросла в 50 раз. Итак, если транспорт как составной элемент международной производственной инфраструктуры на ранних этапах развития общества только определял все обменные процессы, то в современных условиях, основной его функцией является сочетание производственных ресурсов в воспроизводственном процессе и реализация товаров и услуг на мировом рынке. Транспорт является тем звеном, которое быстро объединяет продавцов и покупателей и сокращает временной и пространственный разрыв между производством и потреблением. Транспорт выступает одним из основных факторов, влияющих на размещение производительных сил. Выступая элементом как национальной, так и международной инфраструктуры он обеспечивает процесс производства и возможность эффективного использования производственных ресурсов. Без сомнения, что это возможно только при условии когда цены (тарифы) на услуги транспорта является приносящими доход при их перемещении во внешнем экономическом пространстве.


Одновременно транспорт выступает и фактором экономического роста. Увеличение масштабов производства продукции зависит как от роста ее выпуска, так и углубления специализации, что в свою очередь требует больше сырья, больших размеров рынка и соответственно большей нагрузки на транспорт. Поэтому последний является тем барометром, показывающим на снижение или повышение темпов развития национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Мировая транспортная система характеризуется достаточно неоднородной институциональной и социальной структурой. Ее состояние в значительной степени определяется экономической мощью национального капитала и изменениями в характере перевозок. Она включает частные, государственные и смешанные компании. Государство в значительной степени курирует развитие национальных транспортных систем, поскольку транспорт является материально-и энергоемким сектором экономики с длительным инвестиционным циклом и высоким уровнем физического и морального износа.
 Стоит отметить, что транспорт выполняет различные функции в подсистемах мирового хозяйства при реализации внешнеторговых связей. Поэтому все виды транспорта и все звенья транспортного процесса в их взаимодействии на национальном, международном, межконтинентальном и глобальном уровнях составляют мировую транспортную систему. Наряду с этим необходимо отметить, что транспортная сеть, как связь, энергоснабжение на отдельных континентах и регионах имеет тенденцию к фрагментарности, поскольку ранее она создавалась, в основном, для реализации национальных интересов, тем самым оставив так называемые промежутки между отдельными государствами .Поэтому глобальная транспортная система сформировалась под влиянием количественного роста пассажирских перевозок, которые создали условия, стали фактором и средством мировых миграционных процессов. Транспортные системы мира можно анализировать по двум признакам: уровню и зрелостью развития транспорта как элемента производственной инфраструктуры в национальном, региональном и международном масштабах, а также по географическому месторасположению - внутриконтинентальные и межконтинентальные транспортные системы. В каждом государстве транспортная система как составной элемент производственной инфраструктуры имеет свои особенности, которые обусловлены существующим типом ведения хозяйства, уровнем развития производительных сил и экономико-географическими различиями.
 В отдельных странах используются традиционные объекты транспортной инфраструктуры, другие государства нуждаются - современных. На развитие транспорта в каждом государстве или регионе "как правило" влияют следующие факторы: - территориальный, то есть географическое месторасположение относительно основных международных грузо-и пассажирских потоков; - собственный грузо-и пасажироспроможний потенциал государства или региона, который является составным элементом социально-экономического потенциала; - соответствие политики государств или их угропувань, относительно развития и функционирования транспортных систем. Ведущие позиции по уровню развития и социально-экономической организацией функционирования транспортной инфраструктуры занимают индустриально развитые страны . Их доля в мировом грузообороте составляет более 70%. Важным показателем, свидетельствующим о месте отдельных транспортных подсистем в международных перевозках является их доходы, которые отражаются в платежном балансе государства. В данном случае доля промышленно развитых стран составляет более 80%. Транспортная система указанных государств характеризуется тем, что ее составляющие элементы представлены всеми видами транспорта, а также существует их собственное производство и он играет важную роль в социально-экономическом развитии каждой страны. Все это свидетельствует о том, что в ведущих индустриальных государствах транспорт достиг высокого технического уровня развития за счет реализации новейших разработок и технологий. В развитых странах довольно густая сеть автомобильных и железных дорог. В Западной Европе в соответствии 93,2 и 24,8 км. на 100 кв. км., а в Соединенных Штатах Америки - 66,5 и 21,9 кв. км. Морские перевозки данных государств обслуживают 63% портов мира. Основные транспортные средства также сосредоточены в индустриально развитых государствах. Более 80% автомобилей находятся в Северной Америке и Западной Европе. Развитые страны запада контролируют 60,5% тоннажа морского флота, при этом 39% его принадлежит четырем странам: Греции - 16,6%, Японии - 8%, США - 7,2%, Норвегии - 6,9%. В региональном отношении большая часть торгового флота принадлежит европейским странам: ЕС - 32,7%. Второй тип транспортных систем представляют развивающиеся страны, в том числе и новые индустриальные государства. Элементы транспортной инфраструктуры в общей производственной инфраструктуре указанных стран занимают незначительное место, но их формирование и развитие происходит ускоренными темпами. Транспорт развивающихся обслуживает более 20% мирового грузооборота. В нем значительная доля морского транспорта, более 35% мирового торгового флота. Владельцами являются Китай и Южная Корея, на долю которых приходится 12,2% мирового флота. В развивающихся странах сосредоточено 10% мирового парка легковых автомобилей и 20% грузовиков и автобусов. В сложных условиях развивается воздушный транспорт. Многие данные стран стараются создать собственные авиакомпании, но в современных условиях большинство из них не выдерживают конкуренции.  Итак, больше стран мировой периферии отличается низким уровнем технического развития, а потому и отдельные объекты транспортной системы функционируют на уровне середины ХХ в. В том числе железнодорожный и водный.
 Третий тип транспортных систем функционирует в странах с переходной, транзитивной экономикой. К ним относят транспортные системы стран Центральной и Восточной Европы, СНГ и Балтии. На сегодняшний период адаптации их экономик к новым условиям сотрудничества с Западной Европой и другими регионами мира транспортные системы частично готовы. Но страны Евросоюза выдвигают определенные требования, по эксплуатации автомобильного и железнодорожного транспорта. Процесс интеграции всех стран СНГ, Балтии и других в европейское экономическое пространство предусматривает качественную модернизацию всех объектов транспортной инфраструктуры указанных стран. Анализ транспортных систем мира можно проводить и по принципу их географического местоположения и выполняемых ими функций на внутриконтинентальном и межконтинентальном уровнях. Внутриконтинентальные транспортные системы представлены железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и речным видами транспорта. Сеть железных дорог покрыла все континенты, но наибольшее развитие железнодорожный транспорт получил в Евразии и Северной Америке. В мировом грузообороте он занимает второе место (после морского) и пассажирообороте (после автомобильного). По странам и регионам общий объем перевозок распределяется следующим образом: США и Канада - 24,7%, страны СНГ - 27,6%, Азия - 30,0%, Западная и Центральная Европа - 8,4%, другие регионы и страны - 9,3%
 Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров и грузов. Количество транспортных средств растет довольно быстрыми темпами, если в 1990 году количество автомобилей в мире насчитывалось 500 млн. единиц, то в 2000 году - 700 млн. единиц. Наиболее развит автомобильный транспорт в США, Западной Европе и Японии, поскольку именно в этих странах высокое качество дорог. Именно и поэтому в развитых странах мира автотранспорт доминирует среди других видов средств. В США грузооборот автотранспорта составляет 60% общего грузооборота, в странах ЕС - 50%, а в некоторых из них 80%. Важную роль в функционировании глобальной производственной инфраструктуры занимают межконтинентальные транспортные системы. Они включают морской, воздушный и трубопроводный транспорт. Морской транспорт за прошедшее столетие претерпел существенных изменений, но его роль как элемента транспортной инфраструктуры сохранилась и в последнее время находится на подъеме. Изменения в географии морской торговли и ее товарной структуре сочетались с увеличением расстояния перевозок. Появились новые и активизировались старые морские грузопотоки между континентами: нефти из Персидского залива в Северную Америку, уголь из Южной Америки и Западной Африки в Европу, зерновых из Мексиканского залива в Европу.
 Среди межконтинентальных транспортных систем значительное место занимает воздушный транспорт, который является достаточно мобильным и дорогим в эксплуатации.  В мировом воздушном транспорте объем международных перевозок больше, чем объем внутренних перевозок (54,9% и 45,7% соответственно) при этом пассажирские перевозки в общем объеме мирового пассажирооборота за последнее десятилетие выросли с 40 до 46%.
  Выводы. Таким образом, транспортные системы национального, регионального, внутриконтинентального и межконтинентального уровней выступают элементами глобальной производственной инфраструктуры. Вместе с тем, в развитии транспортных систем мира возникают проблемы, связанные с доминированием современных объектов транспортной инфраструктуры и необходимости модернизации традиционных видов транспорта по требованиям современных глобализационных процессов.747339785

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Болезнь Бехтерева(АС) - Бастинда моего изумрудного города :)

Лечение болезни Бехтерева Причины возникновения болезни Бехтерева Как лечить болезнь Бехтерева? С какими заболеваниями может быть связ...