История татуировки


Искусство, существующее с самых древних и тёмных времён человечества, знак отличия, привилегии и одновременно клеймо позора, символ кастовой принадлежности, принадлежности классовой и профессиональной, выражение религиозных убеждений, эстетика, возведение собственного тела в предмет искусства в странах бывшего соц. лагеря до сих пор большинством воспринимается в диковинку. Одни восхищаются, слепо веря, что обладание татуировкой автоматически делает тебя «рок-звездой», другие, что «зеком»-проституткой-наркоманом.


О скептиках, которые упорно отказываются верить в то, что татуировка – это, чёрт побери, искусство, детях, набивающих себе звёздочки на запястьях, призывниках со скорпионами и тиграми на плечах и сумасшедших старых девах с портретами Роберта Паттинсона на всю спину говорить неинтересно. Огромной ступнёю злого Годзиллы западная поп-культура уже двадцать лет как елозит русские земли, оставляя вдавленные следы на коллективном сознании наших сограждан, оседая кока-колой на почках, Джастином Бибером в ушных раковинах и разбрызганной белой Памелой Андерсон на стареньком кафеле. Татуировка, как будто пришедшая к нам с запада и из мест не столь отдалённых, в грустных выцветших глазах женщин-ветеранок второй мировой, сидящих у парадного, выглядит не менее, как стигматой Сатаны или буржуйским клеймом, если воспитание ветеранок было классически-советским. А в сочетании с пирсингом и другими боди-модификациями - традиционно дикарством. Занятно, что японцы, чей стиль уже много лет по популярности лидирует в российских тату салонах, считали точно так же (говоря о дикарстве) и практически всю историю Страны Восходящего Солнца татуировка была вне закона, так как правительство боялось того, что «люди с большой земли» посчитают их дикарями. Но обо всём по порядку.

На одной из древнейших скульптур – Человеколев, найденной в ‘80-х в пещере Hohlenstein-Stadel в Германии, чей возраст согласно углеродному анализу составляет приблизительно 32 000 лет можно рассмотреть семь параллельных линий, расположенных на плече. Эти линии на антропоморфной статуэтке с головой львицы, скорее всего, изображают татуировки. Судя по всему, статуэтка имеет отношение к эпохе тотемизма и несла религиозное значение.

Самый древний человек, украшенный татуировками – это естественная ледяная мумия, найденная в Альпах. Так называемый «Эци (нем. Ötzi)», живший примерно в 3 300 году до н.э. На разных частях тела: на спине, икрах, лодыжках, голенях – точки и линии. В силу внушительного возраста Эци сложно судить о значении татуировок, некоторые учёные считают, что он был шаманом, другие – что пастухом.


Египет, величайшая держава до рождения христова, также известна своей любовью к нательным рисункам. Здесь тату носило религиозный характер, или же наносилось в качестве талисмана, который невозможно потерять.


Греки и римляне первыми стали наносить татуировки в качестве наказания. Рабов, преступников, или же просто неугодных правителю татуировали насильно. Основным мотивом татуировок был текст. Так на лбу у рабов татуировали «остановите меня, я беглец», по телу ради забавы для хозяина наносили бранные несмываемые слова. Также наносили себе татуировки воины, в знак причастности к определённому легиону. Обществом татуировки не одобрялись и уже тогда врачеватели изобретали способы сведения татуировок, используя подручные материалы, такие как уксус, известь и т.п.

С тех пор как на территории Греции и Рима широко распространилось христианство, татуировка утратила свою популярность.


В Южной Америке, пожалуй, только Инки не разрисовывали себя. Они веровали, что Бог Солнца сделал их тела совершенными и в его замыслы нельзя вмешиваться. Остальные же, так или иначе, украшали себя несмываемыми рисунками. Часто изображаются животные, геометрические фигуры, традиционные узоры. Кельты, Галлы, Шотландцы наносили на свои тела знаки отличия. Но наиболее интересны боди-модификации в Африке. Скорее всего, в силу тёмного пигмента кожи жителей Африки, техника татуировок здесь несколько иная, чаще это скарификация, импланты, растягивание, пирсинг.


По-прежнему неся религиозный характер или знак отличия (достижение половой зрелости, материнство, охотничьи заслуги и т.д.) боди-модификация в разных племенах выглядит по-разному. Так, например, в эфиопском племени Мурси до сих пор принято растягивание нижней губы до невероятных размеров (губы, в отличие от ушей, можно тянуть до бесконечности без потери чувствительности) и вживление под кожу личинок, которые вырастая под кожей вылезают, оставляя после себя круглые шрамы.


В Японии и Китае, как уже упоминалось выше, татуировка была долгое время вне закона. Первые письменные свидетельства развития искусства татуировки в Японии приходятся на китайские летописи 297-го года до н.э., в которых китайцы высмеивали японцев за то, что те «как варвары» украшали свои тела татуировками. Тогда у японцев татуировали свои лица высокопоставленные люди, в знак своего отличия, привилегии. Но позже, в VII веке н.э. под влиянием Китая в Японской культуре также отказались от использования татуировок. Позже стало принято насильно татуировать изгоев и преступников, указывая на их преступления. А с развитием декоративной татуировки, которое последовало в конце XVII-го века, японская мафия поголовно стала забивать свои тела поверх уголовных наколок декоративными татуировками, желая скрыть свои преступления, что позже плотно вошло в традицию якудзы.


В древней России также было принято наносить татуировки на тело. У сохранившихся мумий – представителей Пазырыкской культуры – народа, проживавшего на территории Казахстана, Горного Алтая в каменном веке, обнаружены замысловатые узорные татуировки, свидетельствующие о развитом искусстве татуировки. Судить о наличии татуировок у племён, некогда населявших территорию современной России можно по оставшимся с тех времён предметам быта, керамикой, статуэтками. На большинстве из них люди изображены с рисунками на теле, так можно определить, что у скифов было принято изображать на себе растительные орнаменты, животных, у народов, населявших Сибирь, Аляску – это тотемные животные, покровители племени. Тогда же рыболовы, охотники татуировали ассоциативные с профессией символы.

Позже, когда племенной строй отошел в прошлое, профессиональная татуировка приобрела новую популярность; особую – у моряков, повидавших много экзотики по всему миру. Делали себе тату жрицы любви, военные, торговцы, ремесленники.


В эпоху хиппи в моду стали входить татуировки на музыкальную тематику как у музыкантов, так и у их поклонников. С начала прошлого века татуировки широко распространяются в тюрьмах и армии, что и определяет дальнейшие ассоциации обывателей. Удивительно, что из всех значений и причин татуировок наиболее распространено мнение «приличных граждан» о том, что татуировки делают в армии, в тюрьме, проститутки и моряки, решительно забывая о шаманах, вельможах и просто об эстетической татуировке. Между тем, не секрет, что украшением собственного тела не гнушались и русские правители. Пётр I, Екатерина II, Николай II– все эти небезызвестные личности были носителями татуировок, как имевших символическое значение, так и просто декоративных.

Символические татуировки, несущие в себе информацию о роде занятий или причастности к определённой социальной группе делают сегодня не так часто, все больше отдавая предпочтение татуировке декоративной. Даже в тюрьме уже мало кто делает татуировки, которые могут помешать дальнейшему трудоустройству на свободе и социальной активности. «Зоновские» значения татуировок (бабочка – проститутка, паук – наркоман и т.д.) утрачивают силу, уступая место эстетизму. Несмотря на популярность среди молодёжи, татуировка всё равно считается признаком элитарности.


Ведь татуировки - это больно, дорого и навсегда.



Комментарии

Популярные сообщения